Духовенство

PetrНастоятель протоиерей Петр Павленко

ПАСТЫРСКИЙ ПУТЬ ГОСТОМЕЛЬСКОГО БАТЮШКИ ПЕТРА Иерей Петр Павленко, настоя­тель храма Покрова Божией Матери в поселке Гостомель Киево-Святошинского района, рас­сказывает на страницах нашей газеты о своем приходе и о своем пастырском пути. Я родился в воскресенье, 3 ноября 1957 года, в поселке Коцю­бинском в Киево-Святошинском районе. Мои родители – выход­цы из сел: О Петр газетапапа – из Бородянско­го района, на Киевщине, мама – из Немировского, на Виннитчине. Оба из многодетных семей. Род наш геройский. В маминой родне – единственный в Неми- ровском районе Герой Совет­ского Союза, Борисюк Иван Иванович. Получил эту высокую награду в боях на Курской дуге. Погиб в звании старшего лейте­нанта артиллерии при освобож­дении Польши. А старший брат моего отца, Иван, в школьном возрасте был партизаном и погиб в застенках гитлеровской комен­датуры. Он был подвергнут жесто­ким пыткам, заживо был брошен в яму. А бессовестные полицаи все принимали себе продукто­вые передачи от родственников на его имя… Вообще, большинст­во мужчин в нашем роду служили в армии: были и царские офице­ры, был и Герой Союза. Когда мне исполнился год, я был отдан в заводские ясли Коцюбинского ДОКА (деревооб рабатывающего комбината) и с тех пор пребывал в коллективе. После садика я учился в Ирпен- ской средней школе №6. Роди­тели много работали, но мы жили очень бедно. Сначала мы жили в ветхом доме напротив ДОКА (теперь этот дом снесён). Папа построил наш дом. Молитвенны­ми были мои бабушки. Они были очень строгой жизни, О Петр газета5не призна­вали многие «блага цивилизации» и не любили советскую власть. Поразительно, как неграмотные старушки читали по памяти про­должительное молитвенное пра­вило, длиной около полутора часов! Первое православное хри­стианское образование я получил от них. В те времена нельзя было открыто ходитьв церковь. Несмот­ря на это, мои родители повенча­лись в 1956 году. Крестил меня, младенца, старый священник, на дому, в Бородянском районе. Моя крестная мать была верую­щей и водила меня в церковь. Отец мог позвать с собой на цер­ковный праздник и своих товари­щей – такая у него была «миссио­нерская работа». Я носил нательный крест и в школе, и на воинской службе (в армии я его зашивал в форму, под воротничок). Не вступал я и в ком­сомол. В нашем классе не были комсомольцами только я и одна девушка, Татьяна Марущак. Директор школы провёл со мной разговор о комсомоле. Спросил меня: «Петя, почему ты не всту­паешь в комсомол»? А я ответил ему грубо: «А я вечно во что-ни­будь вступаю – если не в грязь, то в комсомол»! Он решил, что я невменяемый, и от меня отстали. В армию я попал в «учеб­ку» ракетных войск в город Лугу южнее Ленинграда. Каждый день – беготня, марш-броски, учёба. Мы наивно О Петр газета4спрашивали сержан­та, когда у нас будет личное вре­мя? Он ответил нам, что личное время у нас есть – от отбоя до подъёма. После этой учебки меня направили ближе к дому, в Белую Церковь и в Конотоп. В армии я отведал «дедовщины». Два года военной службы не было и речи, чтобы пойти в церковь на служ­бу. Оставались для меня толь­ко утренние и вечерние молитвы. Забивался для этого куда-то под крышу. Но всё-таки заметили, что я молюсь, и мне не дали звание сержанта.   В «учебке» оказалось несколь­ко десятков некомсомольцев. И в один прекрасный день нам при­казали одеться в парадную фор­му и пойти в фотоателье. А через несколько дней после фотогра­фирования нам вручили комсо­мольские билеты. Так просто, без предупреждения. (Кто не знает, поясним: в комсомол принимали после личного заявления, собесе­дования и с поручителями). Таким образом, в армии меня обманом сделали комсомольцем. Единст­венный положительный резуль­тат этого обмана – меня после армии приняли в О Петр газета3педагогический институт. После армии я работал вна­чале на камнеобрабатывающем заводе в Коцюбинском (моим начальником был нынешний мер посёлка), а потом на производ­стве института в Академгородке. После этого учился в пединститу­те. Храмы, куда я ходил, были далеко от Коцюбинского – что­бы можно было спокойно молить­ся и петь на клиросе. Это церкви в Дружне (там был настоятелем пожилой иеромонах Никон, кото­рого впоследствии отравили), в Лубянке (протоиерей Адам Куч- мий), а также в городские и при­городные храмы – в Петропав­ловскую Борщаговку, в Жуляны, в Ильинскую (протоиереи Роман и Виталий Косовские) и Кресто- воздвиженскую на Подоле. В храм в селе Лубянка езди­ли многие молодые люди из Кие­ва и из окрестностей. Некото­рые из нас стали священниками – не только я но и отец Валерий Лузан, и протоиерей Сергий Явиц, О Петр газета2бывший впоследствии пре­подавателем Киевской Духовной Академии и Семинарии и клири­ком Покровского женского мона­стыря. А Михаилу не позволи­ли стать священником советские власти: в КГБ его считали «рели­гиозным фанатиком». Возле этой церкви мы только начали строить колокольню, как глава сельсове­та вызвал милицию, и нас чуть не арестовали. Позже в этом же хра­ме я и повенчался. Наше венча­ние стало шоком для других сту­дентов, ведь они воспитывались на атеистической пропаганде.